Эспресс Таллинн - Палдиски

Наш предок не имел ничего и поэтому умел всё. Для него не составляло проблемы с помощью только каменного топора и терпения добыть себе 15 000 кг мяса в виде среднего размера мамонта. Лично я даже с железным не берусь раздобыть в лесу килограмм зайчатины. Наш прапрадед не впал в отчаяние, застигнутый всемирным оледенением. Мы же теряемся, если в квартире отключили батареи центрального отопления. Он умел добывать огонь трением палочек друг о друга, ловить рыбу руками, по яркости звёзд определять погоду на завтрашний день, каменным скребком выделывать шкуры и ещё многое, многое другое. Мы затрудняемся развести костёр даже с помощью спичек, не можем поймать окуня наиновейшим спиннингом…
Мы, горожане, всецело зависим от тысяч неизвестных нам людей, которые где-то сеют пшеницу и пасут скот, греют воду и направляют в краны в ванные и на кухни, выпускают электролампочки и шьют штаны. Все вместе мы можем всё. По отдельности – почти ничего.

C 12 по 14 сентября 2003 года у нас появилась возможность напомнить нам самим, что мы люди и можем очень многое, на многое способны. Каждый по отдельности и в команде..

Сначала я хочу поблагодарить всех участников нашего похода:
Devushka, Margo, Sadmin, Govorun.
Ваши родные и близкие могут гордиться вами! Мне очень повезло, что я знаком с вами!
Спасибо, ещё раз!

Казалось бы расстояние от Таллинна до Палдиски по прямой около 35 км

За двое-то суток со средней скоростью 5 км/час? Пикник! – воскликнет кто-то. Не всё так просто. Мы ведь решили идти не по дорогам, а по побережью. Те, кто думает, что там везде дорожки и тропинки, ничего не знает о нашем побережье. Заявляю вам со всей ответственностью! Тропинки есть: поблизости от пляжей, на туристических маршрутах, грибники в некоторых местах протоптали дорожки, непродолжительные узкие звериные тропы. Если все эти тропы-дорожки сложить, то получится только около трети (если не меньше) всего пути, который мы прошли. Но об этом мы узнали только через некоторое время после старта.

1. «Вини-пух ищет север».

Старт в 18.30, начался немного сумбурно. Первыми на место сбора (остановка в сторону Табасалу, возле “Saku Suurhall”) прибыли Devushka и Anatoli(т.е. я :)). Следующим был Sadmin, он приближался к нам, как рождественская ёлка: снаряжение к его рюкзаку было прицеплено так, что при каждом шаге оно раскачивалось из стороны в сторону. Ясно, что так он далеко не пройдёт, пришлось перецеплять. Позвонил Govorun: «трогайте без меня, догоню». Тронули. Через три км. я, к своему ужасу, осознал – моя обувь натирает мне ноги! Решил терпеть. Мерно топаем, нас объезжают роллеры и велосипедисты. Смотрят на нас, улыбаются. Визг тормозов, рядом остановилось такси. Из него выпрыгивает Govorun, готовый к любым испытаниям. На сегодня мы в полном составе. Завтра к нам присоединится Margo.

В Какумяэ мы вошли по дороге, и свернули на тропинку, ведущую к морю, тем самым мы отказались от цивилизованного пути. С этого момента мы выходили на дороги только тогда, когда нельзя было на них не выходить. Обнаружилось, что после захода солнца, ориентироваться в незнакомом месте не так-то просто. Кто-то предложил искать север. Нашли. А зачем? Мы же на косе! Нам не север, нам берег нужен! Некоторое время поплутав, мы встретили местных девушек, которые легко указали нам направление к пляжу. Мы вышли на пляж уже в сумерках. Поднимался ветер, стал моросить дождь. Мы пошли вдоль моря сначала по песку, затем по тропинке в невысокой траве. Постепенно тропинка завела нас в высокие камышовые заросли, под ногами захлюпало. Вскоре тропинка «растаяла» в камышах, под ногами плотным ковром рос плющ (или что-то вьющееся-стелящееся), сыро. Мне вспомнился почему-то фильм «А зори здесь тихие», было не весело. Через час нам удалось выбраться из тростникового плена на возвышенность. Вскоре и дорожку нашли, которая нас провела мимо очень дорогих, и необычных по архитектуре, дачных домиков. В одном месте нам даже пришлось пролезать через забор, чтобы покинуть территорию этого дачного посёлка. А дальше поиски тропинки в кромешной тьме. Под ногами опять захлюпало, потом забулькало… прыгаем по кочкам… опять камыши и тропинка… Мокрые от росы и дождя мы вышли к Табасалу. Прошли мимо домика посла Великобритании, мимо бывшего пионерского лагеря и, где-то через 5 км, разбили лагерь в живописнейшем месте, на обрыве у морского берега. В небе звёзды и желто-красная луна, в море колышутся их отражения. Красота! На мокрой траве соорудили костёр и поставили палатки, теперь мы можем поесть и отдохнуть. Не заставляем себя ждать, делаем и то, и другое :) В палатке вырубаюсь, не успев положить голову на импровизированную подушку. Вот так закончился первый день нашего похода.

2. «Лимпопея»

Утро. Встал пораньше, чтобы собрать дров для разведения костра (вчера мы в темноте на ощупь собирали дрова). Оказалось, что ничего собирать не надо, в двух шагах от палатки лежала внушительных размеров куча хвороста и веток. С удовольствием приняли этот подарок, и посмеялись над нашими ночными поисками. Стало понятно, почему так трудно находились дрова. Их уже собрали! :) правда, не для нашего костра, а для вывоза этого лесного «мусора». Пришла Margo, ей довольно быстро удалось нас найти, благодаря точным ориентирам и описанию нашего местоположения (молодец Sadmin!). Длительный завтрак, разговоры… в результате мы выдвинулись только часов в 11.00. А нам надо было покрыть расстояние около 20-ти км. по пересечённой местности. Мы уже примерно знали - ЧТО это такое. Надо нагонять. Следующий участок нас ведёт Govorun. Он хорошо знает этот участок пути, бывал тут, путешествуя на велосипеде. Пришли к шлагбауму с видеокамерой и предупредительным знаком о том, что перед нами закрытая для нас зона. Оно нам надо?! Обходим. Поднялись по трапу(высота около 10-15 м.) на верхний участок пути. Идем в сторону Сурупи. Зашли на территорию каких-то бункеров с нарисованными на бетонной стене военными плакатами советских времён. На них говорилось, что здесь находилась недремлющая база ПВО ленинградского военного округа. Мы построились и промаршировали дальше. Первый раз в жизни попробовал ягоды можжевельника. Сладкая, но отдаёт ёлкой. Выплюнул, до конца дня меня преследовал привкус можжевельника. Погода отменная, возле моря хочется купаться. Нет времени, надо успеть пройти ещё очень много. Успеваем только помыть руки… От Сурупи до Виити идём тропами грибников. Грибы не трогаем, переступаем. На готовку грибов уйдёт много времени и воды. И то, и другое слишком ценно, поэтому грибы не трогаем. В еде у нас недостатка нет… На пляже Вяэна Йиесуу (так кажется) сделали небольшой привал. Наконец-то, я осмотрел свои ноги. Это ужасно! Пришлось воспользоваться аптечкой. В ход пошли бинты и мази. Остальные, молча, отдыхают, ждут. Отдых и процедуры закончены, снова в путь. В море катаются любители Ките (серфинг на доске + змей), на берегу их ждут друзья. После «горки Гамлета» делаем привал, используем всю оставшуюся воду на обед. Решаем сделать небольшой крюк в Кейла-Йоа за водой. Вода нам необходима. Как решили, так и сделали. Ещё и в магазин местный заглянули, девчонкам захотелось йогурта :). Вечереет, идем к морю, следующий пункт - Лохусалу, затем в кромешной тьме в Лауласмаа. На сегодня - всё. На живописном берегу моря разбиваем лагерь. Дрова, поздний ужин, отбой…

3. «Подкова».

Утро третьего дня началось рано. Завтрак, сбор, после себя оставляем порядок. С берега моря открылся замечательный вид. Берег красивой дугой уходит к горизонту, идет вдоль линии горизонта и снова поворачивает. Очертаниями напоминает подкову. От нас до следующей оконечности «подковы» по прямой около 8-ми км, а по окружности… около 20-ти и даже больше. Глаза отказываются верить, что этот путь мы пройдём за сегодня. Пошли… Margo была ведущей в этот день, и преодоление этого сложнейшего участка – её заслуга! Вспоминается летний домик с унитазом под деревом. Govorun сравнивал наш поход с армейским марш-броском, войной. Devushka обратилась ко мне: «Мы точно должны быть на той стороне подковы?» Говорю: «да». Она: «О Боже!» Она сказала это очень тихо, но я услышал. Я молчал, мне тоже тяжело. Плетёмся с ней в хвосте. Идём молча. Только изредка она: «скоро привал?» «Через час» - говорю. … Привал. Devushka лежит на камнях, она впитывает покой каждой фиброй своей души. Она очень сильно устала, но она держится! Молча восхищаюсь её выдержке. Только после финиша выяснилось, что это маленькое, хрупкое создание тащило в своём рюкзаке всю резервную воду. Благодаря которой мы смогли приготовить себе последний в этом походе обед. Вот и финиш! Смотрю на «подкову» с другой стороны… не верится! Смотрите на карту. Уверяю вас, береговая линия имеет несколько другие очертания!

Теперь идём в город Палдиски, на вокзал. Для этого нам пришлось пройти ещё около 7 км. Нам не привыкать! По дороге встретили каких-то лесных рабочих. На вопрос: «далеко ли до города» - они ответили: «О да, километра 3!». :). Город, вокзал, электричка… вот мы и дома. За спиной 70 километров пересечённой местности за двое суток.

Эпилог

Сколько раз, оглядываясь назад, мы удивлялись тому, что умудрились сотворить. И ведь не супермены какие-нибудь – обычные, без горы мышц и суперволевых подбородков, не пренебрегающие бытовым комфортом люди. Середнячки. Так почему мы смогли, а другие считают, что это невозможно? Потому, что мы знали - на что идём. Мы были готовы к действиям в сложнейших условиях. Умение рождает уверенность. Уверенность вытащит из любой, самой экстремальной ситуации. Я знаю, на собственной шкуре убедился – любой человек (подчёркиваю – любой!) способен сделать во сто крат больше, чем может предполагать. Надо лишь знать, что делать.