Пеший поход Рохукюла-Виртсу-Тамба

"Богиня счастья - женщина. Если хочешь владеть ею, хватай ее и уводи.
Бесполезно играть на мандолине под ее окошком"

Рекс Бич.

Отправляясь в поход, мы с легкостью расстаемся со своим городом, домом. Ведь мы покидаем дом не навсегда, а всего лишь идём немного попутешествовать. Мы так хотим увидеть другие места, познакомиться с другими людьми, найти в себе новые силы. Мы представляем себе каждую мелочь: как мы выгрузимся из машины, к месту старта, как привычным движением наденем рюкзак, как махнём водителю, чтоб уезжал, с томлением ожидая, когда же, наконец, мы тронемся в путь...

Этот поход был долгожданным, несколько раз дату старта приходилось передвигать по разным причинам: работа, отпуска, неожиданные, но желанные гости и др.

Но вот настал тот самый день 20.08.2004 г. Из всех заявленных участников на старт вышла только треть, четыре человека – мы с Sadmin -ом и два новичка - Игорь и Алёна.

Стартовали в выходной день (по случаю государственного праздника) в 11.00 выехали из Таллинна. По дороге у машины отвалился глушитель, пришлось его везти на руках. Оглашая окрестности неглушёным рёвом двигателя, в Рохукюла мы были около 13.00.

Погода была по-летнему солнечная и непредвещавшая никакого ненастья. Первые километры запомнились густой растительностью и запутавшейся в траве саранчой.

Так случилось, что этот район делится на две категории « Eravaldus » и « Loоdusekaitse » , изредка попадаются «нейтральные» территории. А ведь нам нужны привалы, костёр.…

И ещё одна сложность – в этот раз мы не «забрасывали» заранее воду и не тащили её на себе. Нам нужно было её искать, добывать, просить. Поэтому наши предполагаемые бивуаки должны были находится вблизи населённых пунктов. «Без воды и ни туды и не сюды» - поёт герой знаменитой кинокартины «Волга-Волга».

Первый привал был устроен на территории Матсалуского заповедника. Как партизанам, нам пришлось усиленно разгонять дым от костра и спешно перекусывать, дабы не быть замечеными властями. Пообедав и тщательно убрав за собой, мы тронулись дальше.

Через пару часов стало ясно, что идём мы с рекордным опережением графика, погода и ландшафт нам способствовали. Уже в 21.00 мы находились в Puisa на кончике «носа». И вот тут мы оказались в другой крайности. Весь этот мыс(или полуостров) просто усеян частными домами. И нам соответственно костра разжечь негде, а он нам так необходим.

На этот момент мы прошли уже около 25 км. Обратились мы с просьбой к одному из владельцев участка, на что тут же получили «нет, а палатки можете поставить за сараем» (рядом пасутся овцы). Стало как-то … грустно.

Пришлось позвонить лодочнику, который взялся нас переправить на другую сторону залива, и спросить совет у него. Оказалось, что лодочник Индрек живёт рядом. Через некоторое время он пришёл к нам и повёл к себе на участок, где и предложил нам место для лагеря, костра, показал, где есть вода и туалет. По 25,- ЕЕК/чел обошёлся нам предложенный Индреком «сервис».

Недалеко от нас «парковалась» группа немецких орнитологов, наверняка цена для них была другая… Но это нас уже не касалось.

Ночью поднялся сильный ветер. Прохладное, ветреное утро, костёр едва развели. На море волны. По своему опыту знаю, что в такую погоду маломерным судам выход в море запрещён. Обход Матсалуского залива пешком в наши планы не входил, это крюк около 70 км по заповеднику. Через некоторое время мои опасения подтвердил и Индрек. Пришлось хитростью и подкупом уговаривать бывалого моряка переправить нас через залив. Уговорил!

Надев спасательные жилеты, мы забрались в лодку. Там уже находились две большие собаки; Индрек их посадил для балласта. Тронулись. С мотором на малых оборотах мы вышли в море. Волны кидали нас в разные стороны, пошёл дождь, брызги…

В секунду мы вымокли до нитки. Нет, страшно не было, было любопытно. Самые спокойные пассажиры были собаки, их вообще, похоже, ничто не беспокоило.

Когда приблизились к противоположному берегу, ветер стих, море успокоилось. Мы благополучно высадились в Saastna. Расплатившись с Индреком, мы двинулись по единственной дороге, проходящей мимо домов. Там нас уже ждали… Оказалось, что этот порт - частный, и Индреку следовало сначала запросить разрешение, но он этого, по каким-то причинам, не сделал. Нас не ругали, а вот Индреку похоже достанется. Мы идём дальше.

Не успели мы обсохнуть, как снова пошёл дождь. Вообще с этого момента мы часто попадали под дождь. Мы даже к этому привыкли. Хорошо, что по ночам он был только кратковременным, иначе было бы совсем тяжко.

Теперь наша задача была как можно быстрее покинуть территорию заповедника, чтобы не рисковать во время привала. Забегая вперёд скажу, что кроме Матсалу там полно и других природоохранных зон, так что дальше нам пришлось приваливаться на частных территориях. А что делать?

Воду добывали самым простым и безотказным способом: просили у хозяев частных домов набрать немного воды в канистру. Никто нам ни разу не отказал, хотя просили коренных жителей только на русском. Наше им Спасибо!

Пишу и понимаю, что не могу передать всего настроения и красок этого похода. Похоже, это вообще нельзя передать. Это можно только пережить.

Продолжим.

Второй день нашего путешествия закончился недалеко от лагеря « Laste Kaitse Liit » (звучит забавно) снова на частной территории.

Уставшие, промокшие и уже хромающие мы разбили лагерь в кругу деревьев.

На этот раз долго не засиживались, перекусив, отправились спать. Похоже ночью храпели все. И никого это особенно не беспокоило. Утром вставать не спешили, мы давно опережали график, можно было дать ногам отдых. К завтраку к нам пришли владельцы данного участка земли. Извинившись за вторжение, мы пообещали не засиживаться и оставить после себя порядок. Сказано – сделано. Правда, спешность в сборах нам добавил ещё и внезапно начавшийся дождь. Ближайшие четыре часа мы прошагали преимущественно по высокой мокрой траве, а на одном отрезке хлюпая ногами по тропе для скота, мы забрели прямо в камыши у моря. Преодолели и эту преграду. Последние километры шли уже по грунтовым дорогам. Вышло солнце, и от нас повалил пар.

Уже просушенных нас подобрал Владимир. На этом этапе Тамба – наш финиш. Очередные 85 км позади.

Спасибо всем участникам и всем тем, кто нам помогал и не остался равнодушным!

До новых приключений в сентябре!