Казбек (5033) лето 2007

Чем выше человек взбирается по склону горы к вершине,
тем чаще он обращает взор к людям: одному в выси одиноко.

Валентин Борисов …

Метеостанция 2007

Вечно этот Макс на высоте на всех ворчать начинает. Вот и сейчас на Наташу рычит: «Пятьдесят метров осталась, хватит сидеть, пошли!»

- А что мне теперь тут из-за пятидесяти метров подыхать что ли? – громко возмущается Наташа.
- А я тут из-за тебя замерзнуть должен?!

«Ну вот, завелись» - подумал я и ошибся, потому, что через минуту связка снова тронулась и прошла до вершины Казбека уже без остановок. Только Макс бубнил себе под нос, глядя на GPS: «10 метров… 5 метров…».

Мы на вершине!

Два года тому назад появилась идея сходить на Казбек. В прошлом году не получилось, в этом году всё сложилось как нельзя кстати.

После "официального" объявления сборов, поступило много заявок на участие. Были и новички, и бывалые, но на подготовительном этапе наши ряды редели.

У кого-то семейные сложности, у кого работа или ещё что-то… это уже и не важно. А важно то, что на старт вышло 4 человека: Юра, Наташа, Макс и я (Анатолий).

Выезд из Таллинна

Наташа, Анатолий, Юрий, Максим

С Максом, как вы помните, мы бывали на Эльбрусе, пробовали разные варианты, ну и плюс, большой совместный походный опыт по Эстонии. Наташа и Юра в горах раньше не были, но Наташа бывала в нескольких наших походах, в т.ч. зимнем. Не скрою, были некоторые опасения по физухе и акклиматизации. А когда их нет? Короче.

Опускаю разные организационные моменты - это скучно: броня билетов, страховка, поиск газа для горелок в Грузии, и т.д. По ходу дела поймёте. Нужны подробности? В мыло!

15 июля мы выехали из Таллинна на машине, ближе к вечеру приехали в Ригу, а потом - в Юрмалу. У нас было немного времени в запасе, да и надо было оставить где-то машину на неделю. Благо друзья нашлись. Спасибо Роберту и Жене! В Юрмале перекусили в ресторанчике «Kazbeks». Правда, долго ждали, пока нам корм принесут, но когда принесли, мы им все простили.

В аэропорту были вовремя, сдали наши "портфели" в багаж, попили кофейку и неспешно отправились на посадку.

Наташа оказалась очень коммуникабельна. Так получилось, что её кресло оказалось за нашими местами, и она оказалась в обществе незнакомых людей. Минут через пять добрая часть пассажиров слушала разные истории из жизни женщин в Эстонии и вообще на планете Земля. Наташа вещала, смеялась и что-то показывала руками. Вдруг назвала нас алкашами, замолчала и уснула.

Грузия встретила нас проливным дождем и сильным ветром. Да и по правде сказать, прогнозы на предстоящую неделю были неутешительными. Надеялись на чудо.

- В горах этого не будет! – торжественно объявила Наташа, показывая всеми руками на буйство стихии.
- Ну да, конечно…

Зура встретил нас в аэропорту. Как и обещал. Он всегда выполняет обещания. Дождались группу из Швейцарии, и поехали в город.

Тбилиси даже в четыре утра выглядит красиво, особенно его старая часть. Древние стены, подсвеченные прожекторами, под черным небом смотрятся эффектно.

В небольшом круглосуточном кафе мы перекусили и отправились прогуляться по просыпающемуся проспекту Руставели. С каждым пройденным переулком открывалась очередная страничка истории города и страны. Древняя архитектура и постройки советского времени... Каким-то образом все это сочетается. Тут обстрелянное здание ЦК партии, а перед памятником Руставели построили МсDonalds… Жаль у нас не было много времени на прогулки по городу. Но если судьба нас снова приведёт в этот удивительный город – не упустим шанс побродить по нему и послушать истории и легенды, связанные с этим городом.

Похож?

К 8.00 ч. собралась уже приличная группа: человек пятнадцать. Грузимся в два микроавтобуса-маршрутки и отправляемся в п. Казбеги. Горная дорога. Монастыри и церкви, минеральные источники и придорожные рынки.

В какой-то момент я даже заснул, проснулся от того, что «зацепили», т.е. сбили какую-то собаку, благополучно слинявшую с проезжей части.

Казбеги встретил нас пасмурной погодой и кратковременными дождями. Остановились в музее альпинизма. Со стен на нас смотрели суровые лица легендарных альпинистов. Разложили спальники прямо на полу, попрятали цивильную одежду. Началось.

Спустя пару часов Зура позвал нас на обед. Мы перешли на соседнюю улицу, и в доме-магазине нам накрыли большой стол. Принесли хинкали и хачапури. Вилки-ножи положили для красоты. Все ели руками. Нам, конечно, показали как надо есть и объяснили почему. Очень быстро мы наелись, но тут принесли добавку, и потом ещё… и арбуз.

Переваливаясь как толстые бурундуки, мы едва дошли до музея.

Утром было ещё сыро, и Зура посоветовал нам надеть штормовую одежду, т.к. будем идти через лес и высокую траву, кто его знает, какая нас там ждёт погода. Короче, напялились как на зимовку. Через час, взмокшие от пота, с рюкзаками по 20 с лишним кило, понимаем, что с одеждой у нас перебор. И уж солнышко появилось, и вообще, погода налаживается.

По ходу за нами увязалась собака по кличке Трещина. Когда-то её альпинисты вытащили из трещины, с тех пор её так кличут.

Трещина

Вспоминается история от Ольги Неподоба о походе на Казбек в мае 2004 г.

"…первыми шли владикавказцы и выбрали очень неподходящий путь по леднику. Впереди них бежал пёс, и они решили, что собака выберет наилучший путь. Но не учли, что собаку зовут Трещина, и путь она выбирает согласно своему имени..."
Вся статья тут

Жарко, но на марше уже не пытаемся надолго останавливаться и переодеваться. Нам нужно по хорошей погоде пройти перевал. Короче, некогда, терпим, идем как есть.

По пути к перевалу с нами поравнялась группа туристов человек 18. Каково было удивление, когда мы услышали знакомую эстонскую речь. Выяснилось, что они тут уже неделю, но ходили в другое место. Примечательно, что в этой эстонской группе 70% составили девушки.

После перевала перешли реку и встали на бивуак. К лагерю подходили разные группы. Кроме эстонской группы и нас подошла ещё группа латвийских туристов (оказалось, что мы одним самолетом летели). Латыши отметили, что наша четверка была снаряжена и одета продукцией RedFoX. Поговорили о преимуществах и соотношении цена-качество разных компании. Пожелали друг другу успехов и разошлись по палаткам.

На ужине Тато нахваливал еду и показывал на полиэтиленовый пакет. Объяснял швейцарцам:

- This is marihuanna, we like it.

Мы с Максом переглянулись. В пакете было не меньше килограмма. Куда мы попали?

- We like it, too – отвечают швейцарцы.

Чтобы развеять сомнения обращаюсь с вопросом к Георгию, нашему повару по совместительству: "Что это?". Смех , да и только. Оказывается речь шла о сухой аджике. Если её чуток добавить в суп—вкус и аромат становится просто обалденным :). We like it ,too!

Вечером перед сном играем в "тыщу". Наташа назвала нас всех дураками и стала читать книжку, выбирая странички, где побольше "разговоров", и все время сверялась с оглавлением…

Утром —недолгие сборы. Ночные храпы свалили на Наташу, типа это "она волков отваживала". Она не спорит, начинает привыкать жить с гАдами. А потом, между делом, у кого-то узнала про волков и медведей в этих местах.

Одеваемся уже полегче, вчерашний урок усвоен. Пошёл второй день похода. Через час мы у ледника.

За спиной ледник

Достали верёвки. Зура распределил всех по связкам и установил очерёдность.

Зура

Макс ушел в первой связке, через минут пятнадцать пошла вторая связка, в которой уже были мы с Наташей, Юра был в третьей связке. На леднике был едва видимый след от впереди идущих, но иногда в тумане он терялся. Наши опытные грузинские альпинисты своё дело хорошо знают. Вовремя предупреждали о трещинах и останавливались, давая возможность отдохнуть малоопытным туристам.

Перекур на леднике

Долго ли - коротко ли, но скоро в тумане мы услышали свист. Мы выходим на небольшой каменистый островок, а там уже отдыхает предыдущая связка.

Ледник пройден

Дождавшись третью связку, мы тронулись дальше. В какой-то момент туман развеялся, солнце вышло, и над нами на скале мы увидели метеостанцию. До неё нам топать по каменистой тропе час-полтора. Но даже с такого расстояния она напомнила нам легендарный Форт-Баярд.

Метеостанция

Метеостанцию уже много лет не используют по назначению, она превратилась в своеобразный приют для горных туристов. Правда, места внутри станции платные, и те, кто не хочет тратить свои кровнозаработанные, ставят палатки на улице. Мы заселились в одну большую комнату с видами на малую вершину Казбека. Перетрясли свои рюкзаки. Оказалось, что у нас много лишних вещей. А ведь все проверяли и взвешивали, чтоб не было перевеса. Остаток дня был потрачен на разные хозяйственные дела. С вечерними сумерками пришла горняшка, точнее, некоторые её симптомы. К утру оклемались.

19.07.07 У нас по плану акклиматизационный выход. Решили пойти к маленькой церкви на скале. Георгий вызвался нас вести, а заодно и провести занятия на льду-снегу. Путь лежал по сыпухе и на довольно крутом склоне. Если не знать (или не соблюдать) мер предосторожности, то можно засыпать камнями идущих ниже людей. Не спеша, но довольно быстро мы добрались до церквушки.

Её когда-то устанавливали с помощью вертолёта. Говорят, там даже венчание проводили.

На спуске, провели занятия по хождению в связках и самоспасению. Мероприятие обязательное, т.к. жизнь связки может зависеть от действия каждого члена группы. Поэтому, как Наташе не хотелось валяться на снегу, но учиться "зарубаться" все же пришлось, ибо "Цепь не крепче самого слабого звена" (не помню кто сказал).

Наташа наносит на лицо крем от загара

Вторая часть этого дня тоже была образовательной. Гурам, Георгий и Пата прочли нам лекцию о Грузии, грузинах, истории и обычаях этой поистине удивительной страны и народа.

20.07.07 Выход на плато. К этому дню погода была уже привычно хорошей: почти без ветра, чистое небо. Удивительно. А ведь по всем прогнозам неделя должна была быть дождливой. Вот так Наташа! Похоже у неё прямая связь с Космосом :). Через час-полтора похода останавливаемся для формирования связок. Дальше на пути много трещин. Нужно быть осторожными. Ещё через пару часов, солнце начинает припекать.

Путь на плато

Наташа приспособила свой подпопник на голову. Получился такой прикольный солнечный щит (жаль, фотка не получилась).

Ко времени обеда мы были уже на плато. Небольшой отдых , и начинаем строить "снежный городок". Задача была построить у палатки из снежных кирпичей защиту от ветра.

Небольшой перекур и снова на стройку

Чисто из экономии сил и времени решено было сделать "Великую китайскую стену" и укрыть все наши палатки разом. Тато построил из снега туалет, за что ему отдельное пламенное спасибо, особенно от женской части туристов-альпинистов.

Туалет

Эстонская группа, которая вышла на пару часов раньше, соответственно уже стояли лагерем. Глядя на наши труды стали тоже "укреплять" свои тылы и фланги. Девушки (а их там много)очень художественно эти стеночки оформили снежной лепниной.

Работать на высоте 4600 без акклиматизации очень тяжело. Симптомы горной болезни проявляли себя по-разному. У кого —головная боль, у кого —тошнота, а у кого-то прихватило печень. Конечно, если спокойно сидеть или лежать в палатке, высота не очень чувствуется. Но тогда акклиматизация будет идти медленней. Но у нас завтра восхождение, хочется быть в форме, поэтому работают все. И как оказалось не напрасно.

На плато мы взяли только одну палатку "Mountain Fox" от Red Fox. Рассчитана палатка на три места, но мы улеглись "валетом" и поэтому очень даже хорошо поместились вчетвером. Спальники кстати, тоже от Red Fox, пуховые "Yetti". Ночью "за бортом" ниже – 10, а в палатке так тепло, что все спят в наполовину расстегнутых спальниках. Реклама? Да хоть бы и так. Просто грустно наблюдать, когда люди страдают от пустяшных проблем, приобретая для походов снарягу сомнительного производства. Как правило, такая снаряга подводит в самые неожиданные моменты. Red Fox меня выручал не один раз, уж поверьте.

Рано утром слышим, как мимо лагеря проходят разные группы в сторону вершины. Зура не спешит с выходом, дескать, пусть тропу набьют. Сомневаюсь, но соглашаюсь. Ему, конечно, виднее. Погода - сказка! Ветра нет, чистое небо, ровная тропа. Вот только в связках ходить медленно.

Тропа от плато до перемычки.

То и дело кто-нибудь останавливается на передышку или поправить снаряжение. Темп для нас с Максом, конечно непривычный. Но тут уж ничего не поделаешь: связка движется со скоростью самого медленного участника.

Подойдя ближе к перемычке, по встречному ходу к нам стали подходить первые за сегодня восходители на вершину. Улыбки, приветствия, пожелания удачи, ну и в ответ — наши поздравления.

Мимо нас проехал горнолыжник . Это руководитель эстонской группы, вот не лень же было лыжи с собой тащить. Тихо завидуя, двигаемся дальше, выше к перемычке.

Постепенно подъём становится все круче, а снегу всё больше. Мы на перемычке, между двух вершин Казбека. В это время спускается с вершины первая связка из нашей группы, где старшим был Тато. Делаем небольшой привал, легкий перекус. Георгию что-то не по себе, наверно, сказывается старая травма ноги и долгий перерыв в альпинизме. Он просит Тато заменить его на восхождении.

Возглавив нашу группу, Тато ведет нас на вершину. Погода к этому времени немного ухудшилась, небольшие облака то и дело закрывают небо, ветерок стал поддувать. Но все в пределах "хорошей погоды". Данный участок проходим с ледорубами. Ставший рыхлым к этому времени снег заставляет больше напрягаться. Правда, если бы был лед (что обычно для этого участка), то пришлось бы провешивать перила, и категория сложности была бы повыше. Но для нас сложность не цель, хотя мы и были к этому готовы.

Последние метры… вот Зура встречает нас перед «финишной прямой», показывает рукой направление, что-то шутит вслед . Наташа с Максом начинают ворчать друг на друга, физическое напряжение и высота всё-таки сказывается.

Восторг Sadmina

Мы на вершине!!!

Из снега торчит какая-то маленькая ёлочка (кто её туда притащил?). Ни столбика, ни камушка с памятной табличкой нет. Может, конечно, все под снегом скрыто, не знаю.

Казбек высота 5033 м или около того

Набежавшие облака закрывают панораму, только изредка радуя нас "окнами". Дружеские похлопывания по плечам, улыбки. Макс с Наташей извиняются друг перед другом за ворчания на подъёме. Фотографируемся. Спускаемся обратной дорогой. На перемычке Георгий снова во главе нашей связки, Тато возвращается в свою связку. Обратный путь до плато проходит значительно быстрее. Спуск всё-таки.

В лагере пустынно, какие-то шальные вороны нашли в заначке конфеты и устроили себе пиршество. Фантики валялись по всему лагерю. Собираем палатки, укладываем рюкзаки и отправляемся вниз к метеостанции. Ох, не люблю я долгие спуски по снежной каше. Ноги путаются, рюкзак сползает, попасть "в ногу" уже не реально. Аккуратно обходим трещины, с тропы не отклоняемся, верёвка в связке натянута. Рано расслабляться…

Через пару-тройку часов мы на метеостанции. Усталость накатила волной, как только я снял рюкзак и разулся. На полчасика улегся передохнуть. Ноги гудят.

Богатыри

Отдохнув немного, иду мыться на горный ручеек, недалеко от метеостанции. Но там литовцы моют посуду, поэтому иду выше к следующему ответвлению ручейка. Вода ледяная! Но гигиена важнее. Холодная горная вода удивительным образом тонизирует. На обратном пути вижу, как Наташа пытается умыться в том месте, где литовцы мыли посуду. Заметив довольного и умытого меня, пожаловалась на отсутствие горячей воды. Не удержался и пошутил, сказал что там, немного выше по течению идет горячая вода, можно помыться целиком. Наташа "рванула" на негнущихся ногах в указанном направлении подобно трансформеру, но через десять метров поняла, что её опять обдурили. Назвала меня кем положено в таких случаях и вернулась к своему "умывальнику".

На метеостанции есть только пара мест откуда можно звонить или посылать SMS-ки, в остальных местах поля нет. На этих "островках" достав мобильники, счастливые туристы отправляли радостные вести на "большую землю". Мы не были исключением.

22 июля утром, утрамбовав свои пожитки в рюкзаки, ждем выхода. Погода опять солнечная, но всем немного грустно. Неделя пролетела быстро, а метеостанция стала нам как родной дом, откуда уходят с надеждой и в который возвращаются с радостью или печалью.

Фото на память

И снова связки отправляются друг за другом, но уже вниз по леднику. Описывать спуск до Казбеги не буду, ноги к тому времени уже работали недостаточно резво. Всё чаще можно было услышать от меня какое-нибудь крепкое словцо (благо рядом в эти моменты никого не было)…

Усталые, но довольные едем в Тбилиси. По дороге заезжаем в придорожный ресторанчик, там у нас праздничный обед. Трогательные и красивые тосты на разных языках понятны, похоже, всем. Не верится, что скоро мы расстанемся на долгое время, а с кем-то может и навсегда. Не верится!

В Тбилиси тепло прощаемся, обмениваемся телефонами, верим в скорую встречу. Пата вызвался сводить нас в магазин за сувенирами и провести с нами время до самолёта. Отдельное ему за это спасибо! Теплый городской воздух, теплая компания, хорошее вино. Пата привел нас к своим друзьям Алику, Саше и Нине. Горячий душ – это супер! Наконец-то мы смогли снова одеть цивильную одежду.

Перепаковываем рюкзаки, пьём вино, показываем фотки. Время летит быстро. Друзья проводили нас в такси, проинструктировали водителя. И мы расстались. У Наташи глаза на мокром месте, она отворачивается к окну.

Аэропорт встретил нас суетой, о которой мы уже успели забыть. Тратим оставшиеся лари (местная валюта) на сувениры и еду. Дожидаемся самолета и … до свидания Грузия! Ещё увидимся.

Рига, дорога на Таллинн, прошли спокойно, буднично. Вечером ко мне пришёл брат, я стал пересказывать ему истории, которые услышал от Гурама, Паты и Георгия. Через несколько часов, когда кончилось вино, а истории ещё нет, стало понятно, что рассказать или описать все богатство Грузии невозможно. Чтобы понять или почувствовать, надо там побывать. И как здорово, что там у нас есть друзья, которым можно доверять. Доверие – самое дорогое, что есть на свете.

От имени клуба "Азимут" и от себя лично хочу поблагодарить в лице Зураба Кучава Ассоциацию альпинизма и скалолазания Грузии, Клуб "Горный путешественник". А также благодарю всех участников нашего похода. За помощь, поддержку и классную компанию! Спасибо вам, друзья!

Благодарим компанию "Ehital Liising" и Вадима Пурина за поддержку. С вашей помощью мы чувствуем себя уверенней!

Ehital - это круто!

P.S. Из письма Наташи:

"Мы прилетели поздно ночью .Группа туристов из Эстонии .И наши сонные головы сразу окутал теплый грузинский ветер и добродушные улыбки встречающих.

Потом была поездка через ночной Тбилиси. Кто не бывал в этом городе, будет поражен его необычностью. Для меня, выросшей в Таллинне, все вокруг казалось необыкновенным. Удивительно преплетающиеся между собой старинные и новые дома, оригинальная разноцветная подсветка зданий. Огромный город, окруженный горами.

Шея начинает болеть от того, что крутишь ей, не переставая, в разные стороны. Центральная площадь. Георгий Победоносец убивает копьем дракона. Когда встает солнце, Георгий ослепляет огнем золота.

Мы приехали, чтобы взойти на Казбек и добирались до его подножия по горным дорогам. Наш водитель ехал так быстро, что захватывало дух от высоты и скорости. Дорога часто шла вдоль обрыва, люди и скот внизу казались маленькими точками. В селе Казбеги ночевали в музее альпинистов - маленьком домике с большой историей. Утром –горы, которые окружают тебя и так высоки, что кажется будто огромные летучие тарелки прилетели на землю.

И вот началось восхождение на вершину. Если вы когда-нибудь были в походе, то сами знаете, что тяжесть рюкзаков и трудности пути это те мелочи, на которые не стоит обращать внимания. Потому что вокруг вас удивительный мир открытий. Мир познания природы , людей и самого себя. Про рюкзаки в 20 килограмм вы знаете все сами. Зато вы, наверное, забыли, как пахнут цветы в горах. Они пахнут медом. Какое синее небо в горах. Оно цвета ультрамарин.

Как ночью звезды касаются вашей головы и спускаются к вашим ногам. Вы забыли, как шумит горная река , перебирая свое богатство — разноцветные камешки. Вы уже не помните, какой вкусный чай сварился в котелке. Но если вы побывали в Грузии, то никогда не сможете забыть людей, которые там живут , которые окружали вас и помогали в пути. Мы все взошли на вершину Казбека. Последние метры были самые трудные. Там, на вершине, хотелось закричать громко-громко, чтобы крик услышали даже самые далекие горы. Казалось, что можешь полететь как птица. Что весь мир создан только для этого мгновения………. Грузия по английски - Джорджия. Я храню камешки - богатство горной реки, воспоминания и огромное желание вернуться в сказочную Джорджию. И если вы не хотите нарушить свои сонный покой, то не надо ехать в Грузию, потому что она, как любимая женщина, забирает сердце навсегда."